Открыть меню

Недостатки товаров, работ, услуг


Добрый день! Продолжая наш очень большой разговор о Законе «О защите прав потребителей», сегодня хотели бы поговорить с вами по такому вопросу, как недостатки товаров, работ и услуг.

Прежде всего мы должны отметить для себя такие разновидности этого термина, как недостаток – просто недостаток и недостаток существенный. Это очень разные важные моменты, потому что недостаток, который просто недостаток, это значит, что его продавец или изготовитель может устранить.

Или этот недостаток носит больше личный характер. То есть, он связан с тем, как вы воспринимаете что-то там в данном товаре. Собственно говоря, у нас есть перфекционисты, которые стараются, чтобы всякая вещь, всякая работа или всякая услуга выполнялись на высшем, на высочайшем уровне.

Закон таких граждан не особенно защищает, и наверное правильно, потому что, если руководствоваться требованиями высочайшего качества, то экономическая выгодность работы предпринимателя, наверное, будет не такая серьезная, не такая важная.

Поэтому, далеко не всякий недостаток, может стать именно тем недостатком, из-за которого расторгаются договоры, взыскиваются пени, штрафы и неустойки.

Закон защищает потребителя только в том случае, если недостаток является как раз таки существенным, неустранимым, вновь проявляющимся или устранение недостатка носит такой характер, из-за чего будут потрачены денежные средства даже в большем объеме, чем стоит сама вещь.

Либо времени будет потрачено несоразмерно больше, чем даже вещь будет эксплуатироваться. Или недостаток будет вновь проявляющийся – только что отремонтировали, снова тоже самое сломалось. То есть, на самом деле, когда вы приобретаете вещь и начинаете ее эксплуатировать, вы должны для себя очень хорошо понимать, какого рода недостаток вы для себя видите.

Если вы видите недостаток, который устранимый, то в этом случае, конечно, вы должны прежде всего потребовать от производителя, либо продавца, чтобы этот недостаток был устранен. Как мы понимаем, любая торгующая организация, любая организация производящая, они на веру вам ничего принимать не будут и для них принципиально важно выяснить, какого рода недостаток. Тот, который надо устранять, и они обязаны это делать, либо недостаток, который относится больше к вашим представлениям, предпочтениям каким-то.

Может быть надуманным недостаткам. В этом случае товар всегда принимается продавцом для проведения товароведческой экспертизы. Здесь очень важный момент, благодаря которому юристы выиграли несколько дел против потребителей, которые превращаются в неких экстремистов. Суть состоит в следующем.

Приносится какая-то вещь и говорится, что вот эта вещь без маркировки, без каких-то индивидуализирующих признаков, к примеру, сифон для раковины из-за которой течь какая-то образовалась, и вот сдать ее, она мне кажется некачественной. Собственно говоря, если вы грамотный потребитель, вы заставите этот товар описать визуально, сфотографировать заставите, то есть вы сделаете все, чтобы вот этот не индивидуализированный товар хоть как-то индивидуализировать перед тем, как его единственный, вполне возможно вообще источник затопа, отдать организации, которая произвела этот товар.

Честная организация, она проведет исследование и скажет – да, наверное, трещина. И вот вам миллион рублей за то, что вы соседей затопили, потому что это произошло благодаря моей некачественной сифоновой трубе.

А вот нечестная организация, и в том числе нечестные юристы, они могут в этом случае, если вы ненадлежащим образом оформите приемку товара для проведения товароведческой экспертизы, порекомендуют просто заменить. И абсолютно новый, чистый, хорошенький, абсолютно качественный товар, вам выдадут обратно в руки. Скажут, мы его исследовали и ничего не обнаружили. Как вы потом будете доказывать то, что это иной товар, чем у вас стоял и был установлен.

Да никак вы это не докажете. Поэтому, очень важный момент, когда вы сдаете этот товар для проведения товароведческой экспертизы. Очень важно описать те недостатки, которые вы выявили. Очень важно сфотографировать его, внешность в том числе. И все это правильно заактировать.

Потому что, в противном случае, вы сами себя лишаете доказательств перед судом, либо для потом последующей какой-то товароведческой экспертизы. Мы прекрасно понимаем, что это никакая не экспертиза на самом деле. Дело все в том, что с точки зрения процессуального законодательства, с точки зрения нашего федерального законодательства, экспертами у нас могут именоваться только лица, которые назначены таковыми судом.

Либо, они состоят в системе экспертных учреждений Министерства юстиции. Точка. То есть, больше никто называться экспертами не могут. Если ваша компания, у который вы приобрели какой-то товар, нанимает какого-то гражданина, какую-то организацию, для того, чтобы было дано какое-то заключение, то это заключение будет называться на самом деле – заключение специалиста.

Но, не эксперта. Принципиальная разница в том, предупреждено ли данное лицо об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Специалист не предупреждается. По сути, это вольнонаемный товарищ. А вот эксперт предупреждается всегда.

И, соответственно, разница в подходе сбора доказательств, она очень разная. Разный подход эксперта к своей деятельности. Поэтому, вот на это обращайте внимание. И, соответственно, помните и понимайте, что торгующая организация, она скорее всего наняла такого специалиста, который даст заключение в пользу торговой организации.

И, соответственно, вашим вторым шагом в этом случае должно быть проведение, если вы не согласны  с выводами такого специалиста, нанятого компанией-производителем, компанией-продавцом, вашим вторым шагом является то, что вы должны сдать товар, к которому у вас есть претензии, в некую независимую организацию или независимому специалисту, которые составят противоположное заключение, где будут отражены ваши недостатки. Те недостатки, на которые вы ссылаетесь.

Хотим добавить следующее, на сегодняшний момент на рынке существует огромное количество организаций, которые оказывают услуги экспертные и могут вам рассказать про все на свете. Может быть даже про космические аппараты могут проэкспертировать. Проблема только состоит в том, что среди такого огромного количества экспертных учреждений, на самом деле существует огромное количество шарлатанов.

То есть, лиц, которые дают заключения, а в заключениях ссылаются на разного рода научную литературу, на законодательство, на технические регламенты, на ГОСТы, СНИПы, САНПИНы, которые не имеют никакого отношения к исследуемой вещи.

Или эти нормативные требования вообще в принципе не должны были применяться к данному товару. Либо, эти нормативные требования устарели, применяются в старой редакции. Все это делается только для того, чтобы дать такое заключение, которое устроит вас. Но, в последующем не пройдет проверку в суде.

И вот, очень важный момент, хотим озвучить. Мы рекомендуем вам критически относится как к заключению специалиста, которого предоставила вам торгующая организация, так и к заключению специалиста, которое было дано по вашей просьбе. Другой экспертной организацией, другим экспертом, другим специалистом.

Это очень важно понимать, потому что вы, на самом деле, здесь, когда собираете такой документ, получаете такой документ. Вы ведь не хотите как-то просто себя порадовать и погреть себе душу, что вот, хоть кто-то встал на мою сторону. Вы ведь собираете доказательства для суда. А это доказательство должно соответствовать тем требованием, которые процессуальное законодательство диктует.

То есть, должно быть достоверным, достаточным, относимым и допустимым. Вот все эти условия, они должны стекаться, быть одновременными по отношению к конкретному доказательствам. Если проводите какую-то экспертизу еще, внесудебную, поручаете специалисту ее провести, будьте добры, уведомьте продавца или производителя, что вы проводите такую экспертизу. Разрешите ему присутствовать при проведении экспертизы и давать соответствующие свои заключения.

Если вы хотите провести соответствующую экспертизу, проверьте те нормативные документы, на которые ссылается эксперт, специалист, при проведении, при даче соответствующего заключения. Ведь они должны быть все актуальными. Вы должны проверить внутреннюю логику документу, чтобы не было вопросов к этому заключению. Потому что потом будет крайне неприятный для вас момент, когда суд данное заключение не примет во внимание, поскольку обнаружит в нем недостатки.

Очень важным моментом, при подборе эксперта-специалиста, является такой момент, это то, что готов или нет эксперт-специалист в рамках уже данного заключения, может быть за те же самые средства, участвовать в судебных заседания для целей поддержки данного ранее заключения. Ведь это очень важный момент. Его нужно понимать.

Если специалист откажется присутствовать в судебном заседании, не захочет поддерживать свое заключение ранее данное, какой это тогда специалист, какой это тогда эксперт. И получится, что вы, заплатив деньги такому специалисту, останетесь перед судом просто один в поле воин. Согласитесь, за ваши деньги вы можете получить большее. Поэтому, ищите грамотных экспертов.

Но, вернемся к недостаткам, о которых мы начали говорить. Вы должны каждый раз, если вы хотите что-то получить действительно стоящее от продавца или производителя, вы должны доказать, что недостаток имеет существенный характер.

Категория существенности, она категория все-таки юридический носит характер. То есть, это вопрос, связанный с тем, насколько существенно. Это оценочная категория. Поэтому судить, что данный недостаток является существенным может, по сути, только суд. А вот технари-эксперты, они могут говорить немножко о другом. Они могут говорить сугубо об экономических или технических моментах.

То есть, является ли данный недостаток тем недостатком, на который надо потратить очень много времени для того, чтобы его устранить. Или, если его устранять, то сколько это будет стоить. То есть, на чисто экономический момент они должны обратить ваше внимание. Или является тот же самый недостаток, который был выявлен ранее. То есть, возобновляемый недостаток.

Или он является неустранимым, то есть нужно в целом всю вещь перерабатывать и она уже не будет обладать теми характеристиками, ради которых она приобреталась. То есть, об этих моментах должен говорить специалист, должен говорить эксперт. А вот о существенности, то есть, является ли недостаток существенным, должен говорить только суд. Потому что он, оценивая обстоятельства дела, которые могут относиться и к вопросам эксплуатации, и к моменту приобретения, и к той информации, которая сообщалась потребителю при приобретении, только он может в целом говорить, является ли данный недостаток существенным.

Если недостаток является существенным, мы должны понимать последствия выявления такого недостатка. Значит, если недостаток является существенным, но устранимым, то в этом случае у потребителя есть право требовать, прежде всего, это его базовое право и он его перескочить по сути не может, право на то, чтобы потребовать устранения выявленного недостатка.

В этом случае всегда производитель, продавец, они должны предпринять действия для устранения недостатка. По сути, в этом правиле воплощается принцип стабильности договорных отношений. Принцип того, что договоры должны исполняться надлежащим образом. Принцип того, что договор нельзя всегда легко и просто расторгать. То есть, каждой стороне должно быть предоставлено право, возможность устранить выявленные недостатки.

И вот, только в том случае, если недостаток является неустранимым, либо производитель-продавец уклоняются от устранения недостатка, то в этом случае мы понимаем, что одна из сторон договора продажи, подряда или услуг, злоупотребляют своим правом или не могут устранить недостаток, потому что технически это невозможно или нецелесообразно, то только в этом случае расторгается договор и потребителю возмещаются деньги, вложенные в приобретение данного товара и деньги, связанные с судебными расходами.

То есть, вы должны понимать, в чем принципиальная разница между просто недостатком, когда он вам кажется недостатком, и тем недостатком, из-за которого разрушаются договоры. Тем недостатком, из-за которого понуждается производитель или продавец к исполнению своей обязанности в натуре, то есть исполнить, отремонтировать что-то конкретное, для того, чтобы вещь все-таки осталась в обладании покупателя, в обладании потребителя.

Изучайте вопросы, связанные с недостатками, и не каждый недостаток все-таки пытайтесь прогнуть под себя, дабы получить какую-то компенсацию или новую вещь от продавца-производителя. Спасибо.

Автор: Евгений Осинцев

Поделитесь этой информацией в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Юридическая консультация онлайн · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru

Top.Mail.Ru